Законодательство Российской Федерации гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего образования (статья 5 Федерального закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании)).
Органы местного самоуправления, которым предоставляется субвенция субъектом РФ (пункт 3 части 1 статьи 8, статья 9 Закона об образовании), обязаны обеспечить:
- организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях;
- содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций;
- обустройство прилегающих к ним территорий.
Образовательная организация должна создать необходимые условия для реализации гарантированного права граждан на общедоступное и бесплатное образование в соответствии с ФГОС. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований в пределах ФГОС, должны бесплатно предоставляться в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратнопрограммные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности (статья 35, пункт 26 статьи 2 Закона об образовании).
установление фиксированных сумм для благотворительной помощи, является нарушением Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и
благотворительных организациях" и может рассматриваться в качестве формы принуждения и оказания давления на родителей. В основе пожертвования и благотворительной деятельности лежат принципы добровольности и свободы выбора цели.
Обращаем внимание, что любая инициативная группа граждан, в том числе родительский комитет, попечительский совет и прочие коллегиальные органы управления образовательного учреждения, вправе принять решение о внесении (сборе) денежных средств только в отношении себя самих (членов комитета, попечительского совета), а не родителей всех детей, посещающих данное учреждение.
Совсем недопустимо, когда вопросы сбора денежных средств родителей инициируются представителями наиболее "активной", а часто и наиболее состоятельной части родительских комитетов по предварительному собеседованию с педагогами или администрацией организации. |